Виртуальная и дополненная реальность: новые горизонты

Виртуальная реальность

Что такое VR и AR?

Определение AR

AR — это аббревиатура от слов augmented reality (дополненная реальность). Она появляется при проекции цифрового изображения на реальный мир. Игра Pokémon Go была первым примером во что поиграть на айфон в дополненной реальности. Так еще в 2016 году компания Niantic поспособствовала популяризации технологии AR.

Пользователи могли скачать игры на Мак без торрента, а затем наводить экран устройства на реальный мир, чтобы найти известных японских монстриков, обитающих в обыденной реальности. Игрокам также предлагалось использовать полученных существ для сражений в режиме 1v1.

AR активно применяется в ряде отраслей промышленности, но прерогатива на использование дополненной реальности пока что остается за экранами смартфонов. AR все в большей мере определяет, во что поиграть на iPhone.

В ближайшем будущем ожидается рост популярности AR-очков. Они откроют путь к массе новых возможностей. Пользователи потенциально смогут увидеть, насколько сложен мир вокруг нас. Помните, как Тони Старк (Железный человек) перемещал пальцем цифровое изображение перед глазами? Примерно так однажды будет выглядеть дополненная реальность. И момент, когда пользователи перестанут смотреть в экраны и вернутся к реальности (дополненной определенными данными), станет началом нового века компьютерной промышленности.

Стоит также отметить отличия игры AR и игры ARG. ARG расшифровывается как игра в альтернативной реальности. Эти нишевые тайтлы сочетают элементы диджитализации с некоторыми аспектами реального мира. Например, игрокам предлагается разгадать загадку в реальности, чтобы попасть на веб-сайт с дальнейшими указаниями.

Определение VR

Виртуальная и дополненная реальность похожи лишь на первый взгляд. VR существует исключительно в виртуальном мире и не подразумевает использование никаких элементов реальности. Вы надеваете специальные очки и переноситесь на цифровую локацию. Это может быть как фэнтезийный ландшафт, так и картинка из реального мира, специально записанная для VR-очков. Таким образом, пользователи могут ощутить себя в этих местах.

Сейчас сфера VR переживает массовые вливания средств. Компания Meta вкладывает миллиарды в ее развитие. Марк Цукерберг считает, что до 2030 года в метавселенной будет проживать свыше одного миллиарда людей. В таком виртуальном мире пользователи смогут общаться, работать и развлекаться (например, узнать, какую игру можно скачать). Вдобавок ко всему прочему, VR игры как раз на пике популярности. У PlayStation уже появились собственные VR-продукты, а с развитием технологий они будут становиться все более изощренными и качественными.

Всевидящий шлем

Современный мировой рынок VR и AR для военного применения исчисляется миллиардами долларов. В 2018 году индустрия шагнула на новый уровень, когда Министерство обороны США и компания Microsoft заключили беспрецедентный договор на поставку 100 тыс. шлемов виртуальной реальности стоимостью 480 млн долларов.

В авиации шлемы с дополненной реальностью используются уже несколько десятков лет. Прообразом этой технологии послужили индикаторы, выводившие важную информацию о полете прямо на лобовое стекло. Первым самолетом с индикатором лобового стекла в Советском Союзе стал истребитель МиГ-27К, выпускавшийся в 1970-е годы. Затем появилась нашлемная система целеуказания, которой впервые были оборудованы истребители МиГ-29 и Су-27.

Позже все важные функции были объединены в НСЦИ − нашлемную систему целеуказания и индикации, которая сегодня получает распространение в авиации. Данные с приборов и видеокамер накладываются на очки – пилот видит информацию о машине, о ходе полета, может видеть обстановку со всех сторон самолета и эффективно наводить орудия на цель в любое время суток. В американском истребителе пятого поколения F-35 Lightning II применяется шлем HMDS (Helmet Mounted Display System), британцы разработали цифровой нашлемный дисплей Striker II, аналогичная система для российского Су-57 сейчас проходит испытания в Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.
 

О шлеме виртуальной реальности

Уже в начале 1990-х повсеместно начали появляться «гарнитуры», позволяющие взаимодействовать с виртуальным миром внутри игры.

В 1993 году Sega представила инновационную разработку – шлем виртуальной реальности «Sega VR». На шлеме были установлены специальные датчики, с помощью которых отслеживается позиция и поворот головы игрока, чтобы в свою очередь на экране устройства менялось направление обзора в самой игре. Однако выпуск был отменен еще на стадии разработки, в связи с чем этому шлему так и не суждено было появиться на рынке.

Естественно, военные всё это время не стояли в стороне, и приняли значительное участие в разработки систем виртуальной реальности. Министерство обороны США пыталось использовать виртуальные симуляторы для обучения пилотов. Но, как оказалось, традиционные тренажеры были намного более эффективны в связи с негативным влиянием долговременного использования VR-шлемов на вестибулярный аппарат пилотов.

Оцените статью